dasoprotivlenie (dasoprotivlenie) wrote,
dasoprotivlenie
dasoprotivlenie

Category:

Легитимность и нелегитимность власти в правовом государстве


Шаленко М. С., старший лейтенант юстиции

(Московский университет МВД России)

г. Москва

Легитимность является одной из характеристик власти, характеризующей правомерность ее деятельности. Сам процесс придания власти правомерности является легитимацией.

 

Легитимность власти выражается в согласии народа на управление им определенной властью, а также в наличии у данной власти средств, для управления государством в целом. Она обеспечивается политической культурой народа, его волей к государственной форме социальной жизни, сложившейся исторически, приходом к власти отдельных конкретных личностей и проводимой ими политикой. Кроме того, власть оценивается не только каждым гражданином, но и обществом в целом, политической элитой как нашего, так и иностранного государства.

 

Власть не может быть легитимной только потому, что она власть. Степень легитимности власти выражается в доверии народа к государственной власти. Но легитимность не равна доверию народа, это лишь форма выражения доверия и оправдание правомерности власти. Кроме того, степень легитимности власти может быть определена политической элитой, а также самой властью.

Государственная власть может стать нелегитимной при непринятии со стороны народа и полного отвержения в обществе конкретной формы всей государственной жизни, основных институтов, законов, принимаемых и реализуемых властью. Но нельзя говорить о нелегитимности власти, если народ отвергает какую-либо отдельно взятую политическую партию, государственного деятеля, находящихся у власти, и проводимую ими политику. В данном случае возникает угроза возможности признания власти нелегитимной. Народ, признавая власть нелегитимной, недоволен не самой властью и политическими деятелями как таковыми, а проводимой ими политикой. Народ видит, что государственная власть своей деятельностью не оправдывает его ожидания, не обеспечивает и не защищает его интересы, не установила баланс между государственными и частными интересами и в связи с этим отвергает ее. Нелегитимной власть будет признаваться при несоответствии ее нормам права, принципам демократии, несоблюдении норм права, принимаемых самой властью, несоблюдении прав и свобод граждан государства. Люди могут подчиняться власти, но не считать ее правомерной.

 

В государстве с тоталитарной формой правления власть находится в руках одной политической партии тоталитарного типа, осуществляет полный контроль над личностью, в том числе над его идеологией. Народ не имеет возможности реализовывать свои индивидуальные права и свободы, участвовать в политической жизни общества. Власть в данном государстве основана на слепой вере народа и страхе перед властью.

При государстве с тоталитарной формой правления деятельность власти основана на законах, но данные законы не обеспечивают права и свободы народа, а лишь защищают интересы элиты государства. При этом народ подчиняется власти не потому, что доверяет и положительно оценивает ее, а по причине страха применения к ним мер принуждения.

 

В авторитарном государстве происходит отказ от всех инстанций власти, кроме одной, идет распространение и разъяснение ее идей, экономика становится перегруженной социальными обязательствами. В такой стране нет международного признания существующей власти, которая демонстрирует свою самостоятельность. Власть при указанных формах управления государством будет опираться на право, но только на «свое», где не соблюдаются права и свободы человека и гражданина. В данном случае власть не может быть легитимной.

 

От «легитимности» следует отличать «легитимацию». Легитимации, обретению властью правомерности, подлежат конкретные институты государственной жизни, законы и процедуры. При этом легитимация может осуществляться стихийно либо являться управляемым процессом. Стремление к легитимации может осуществляться как сверху, то есть при помощи правовой, идеологической деятельности государственно-властных органов и должностных лиц, так и снизу – через видимый результат деятельности власти. Власть осуществляет правовую и идеологическую деятельность, народ оценивает ее и делает определенные выводы для себя, выражая свое отношение к власти.

Но возникает вопрос: можно ли утверждать, что насколько власть легитимна, настолько и государство будет правовым. Если исходить из того, что легитимная власть основана на действующих в государстве законах, то есть на господстве закона, то ответ на вопрос будет положительным. Но ведь господство закона – это лишь один из признаков правового государства. Под правовым государством мы подразумеваем правовую форму организации системы государственной власти и ее взаимоотношений с субъектами права при господстве закона и четком разделении властей.

Деятельность власти в правовом государстве должна быть направлена на управление обществом, принятие решений по всем направлениям развития общества, установление и поддержание стабильности в отношениях государства и народа, укрепление общественно-политической системы на основании норм права, действующих в правовом государстве. Власть в правовом государстве должна обеспечивать условия и предпосылки для защиты прав и свобод человека и гражданина, быть суверенной, легитимной, основанной на праве, всеобщей, общеобязательной, обладающей аппаратом принуждения, при наличии законодательной функции.

Права и свободы человека и гражданина – это высшая ценность правового государства, которая должна быть обеспечена и соблюдена посредством государственно-властных органов как представителей власти. В правовом демократическом государстве права и свободы личности стоят на первом месте, затем идут интересы общества и государства.

 

Часто понятия легитимности и законности отождествляются, с этим согласиться нельзя. Законность выражается в деятельности, базирующейся на общепринятых нормах права, установленных и применяемых в государстве. Легитимность же власти выражается в признании ее народом как законной и правомерной. Ее правомерность основана на положительной характеристике деятельности власти, основанной на действующем праве.

 

Таким образом, из всего указанного выше можно сделать вывод, что государственно-властные органы в правовом государстве должны принимать законы не произвольно, а на основе соблюдения правовых ценностей, строго соблюдать установленную правовую политику. В правовом государстве власть не может быть нелегитимной. Легитимной будет являться власть, признанная гражданином, обществом в целом, политической элитой, иностранными государствами. В то же время мы может утверждать, что в случае признания государства правовым можно говорить и о легитимности власти. Переход власти от легитимной в нелегитимную и наоборот может произойти в любой исторический период. Отношение народа к власти – понятие относительное, его нельзя выразить в какой-либо конкретной форме, оно очень изменчиво.

www.sano.ru/publik/Fev_konf/45.doc

http://politiko.ua/blogpost20209
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments